Почему Сердюков против Российского БПЛА — НПО Двина

Почему Сердюков против Российского БПЛА

30.10.2020
Home / Без категории  / Почему Сердюков против Российского БПЛА
30.10.2020
|

Почему Сердюков против Российского БПЛА

Во времена холодной войны, особенно на ее излете, интерес к роботехники заметно угас, поскольку для успеха исследований гораздо важнее оказывалась не техническая достижимость, а способность изобретателей преодолевать бюрократические рогатки, а зачастую банально осваивать бюджет.

В условиях отсутствия интереса властей СССР и минимального финансирования военной роботехники в 1960–80-е годы были лишь единичные проекты с БПЛА, давшие очень скромные результаты. Лидирующие позиции в этом секторе рынка заняли другие страны, в частности Израиль, Япония и США. В 21 веке, когда степень информатизации вооружения резко возросла и столь же стремительно вырос спрос на современных вооружения, в России сложились все условия для появления военной робототехнической индустрии. Ныне в эту область в странах блока НАТО ежегодно вкладываются миллиарды долларов, а число действующих на этой ниве компаний давно перевалило за тысячу.

Тему оснащения Вооруженных Сил России беспилотными летательными аппаратами новой назвать трудно. Но Минобороны до сих пор не сумело выработать критерии, которым должны отвечать БПЛА — претенденты на службу в ВС РФ. Пока же наверняка можно сказать, что российская армия намерена покупать тактические и оперативно-тактические БПЛА у всех зарубежных производителей, которые согласятся продать нашему Министерству Обороны столь современный атрибут вооруженных сил. Стоит отметить, что в вопросе производства современных БПЛА, зарубежные конструкторы в значительной степени опередили наш ныне существующий уровень отечественного производства беспилотных летательных аппаратов как и по конструированию, так и по оснащению. Так же следует сказать, что в России все исследования и опытно-конструкторские работы по проектам стратегических БПЛА в настоящий момент либо не ведутся, либо по ним прекращено какое либо и так маленькое финансирование со стороны Министерства Обороны.

Эксперты утверждают, что перед новым оперативно-тактическим беспилотным разведывательным комплексом для ВВС России необходимо ставить задачи ведения воздушной разведки на глубину до 700 километров, с малых и средних высот, в простых и сложных метеоусловиях, в любое время суток и времени года, в условиях сильного противодействия ПВО и сложной радиоэлектронной обстановки с возможностью передачи полученной разведывательной информации по защищенным радиоканалам в реальном масштабе времени при дальности полета 1800-2500 км и продолжительности до 17 часов.

Помимо ВВС эксперты оценивают большие потребности в БПЛА у Сухопутных войск, где таковые сейчас отсутствуют вообще. В частности, ими рассматривается применение БПЛА в составе АСУ тактического звена, о проекте которого также неоднократно заявлялось (но видимо с треском провалилось. Проблемы отечественного АСУ тактического звена мы рассмотрим в одной из следующих публикаций). Считается, что нужны БПЛА по меньшей мере еще трех типов. Так, БПЛА первого типа необходимы для патрулирования районов местности, поиска диверсионно-разведывательных групп противника, обнаружения целей в зоне разведки бригады, что требует наличия беспилотников с радиусом боевого применения до 50 км.

По мнению различных экспертов эти же параметры необходимы для действий сухопутных войск в составе миротворческих контингентов или при проведении контртеррористических мероприятий. Так же по мнению экспертов необходим БПЛА с радиусом до 100-150 км.

В России созданием и изготовлением БПЛА занимается целый ряд структур, среди которых есть как серьезные конструкторские бюро, так и абсолютно новые организации, появившиеся со своими предложениями БПЛА так сказать на фоне повышенного интереса к данным летательным аппаратам среди государственных структур России.

Опыт создания беспилотных летательных аппаратов накоплен различными нашими конструкторскими бюро, например среди них есть такие, кто активно занимался и занимается разработками в данной области, например ОКБ Туполева, ОКБ Сухого или ОКБ им. А.И. Микояна. Его специалистами еще в 2007 г. был предложен беспилотный разведывательно-ударный самолет «Скат». На сегодняшний день построен полноразмерный макет БПЛА «Скат», предназначенный для отработки конструкторско-компоновочных решений, а также для проведения оценок и оптимизации его характеристик, по сведениям близким к МО, все дальнейшие работы по данному БПЛА свернуты и финансирование данного проекта за счет государства не ведется.

Из числа относительно новых разработок можно упомянуть беспилотный летательный аппарат Ту-300 «Коршун-У», который практический создан авиационными специалистами ОКБ им. Туполева. Свой вклад в разработку БПЛА внесли сотрудники ОКБ Яковлева. Ими на практический общественных началах ведутся научно-исследовательские работы по ряду перспективных межвидовых многофункциональных беспилотных авиационных комплексов. Так же хотелось бы сказать о том что если проанализировать сайты всех наших ведущих конструкторских бюро как гражданского так и военного самолетостроения, то ни на одном из сайтов нельзя найти хоть маломальского упоминания о том что данными организациями ведутся какие то либо научно-исследовательские или опытно-конструкторские работы в данном направлении, такое впечатление что за последние 3 года от этой темы КБ просто самоустранились.

Немного иначе обстоят дела у совершенно новых компаний, которые вышли на современный Российский рынок БПЛА со своими проектами малых и средних летательных аппаратов. Не будем тут делать, какие либо выводы о возможностях или недостатках, просто сосредоточимся на том, что данные компании предлагают на рынке БПЛА. Целая серия различных БПЛА весом от 2 до 140 кг создана в компании “Беспилотные системы ЗАЛА АЭРО под руководством Захарова А.В., к слову ЗАЛА АЭРО — единственная компания в России и СНГ, выпускающая беспилотные самолеты и вертолеты. Один из них, ZALA 421-20, — с размахом крыла более 2-х метров и скоростью полета до 200 км/ч. Он может комплектоваться различными двигателями, способен нести до 50 кг полезной нагрузки и находиться в воздухе до 8 часов. БПЛА оснащен электронно-оптической стабилизированной камерой и может эффективно использоваться как над сушей, так и в интересах ведения разведки и наблюдения над морем. Одно из важных достоинств данного БПЛА – это способность осуществлять взлет и посадку как по самолетному так и с использованием катапульты и парашюта. Среди других разработок ЗАЛА АЭРО можно отметить беспилотники ZALA 421-02 и ¬ЗАЛА 421-02Х. Первый способен поднимать в воздух до 40 кг веса, совершать полет продолжительностью до 6 часов, ¬ЗАЛА 421-02Х имеет полезную нагрузку до 40 кг и продолжительность полета до 4 часов. Все БПЛА оснащены бортовым компьютером для управления полетом и полезной нагрузкой и способны выполнять полет по программе с возможностью ее изменения и передачи видеоизображения в реальном времени.

ОАО «Конструкторское бюро «Луч» создало комплекс воздушной разведки «Типчак» одно из предназначений которого — ведения разведки в любое время суток в интересах вооруженных формирований различных силовых структур с целью обеспечения поиска, обнаружения, распознавания, определения координат объектов в режиме реального времени на дальностях до 70 км от наземного пункта управления. Кроме того «Конструкторское бюро «Луч» говорит о том что у данного БПЛА есть очень широкий потенциал в задачах мирного времени, например контроль за трассами магистральных трубопроводов или мониторинг лесных массивов. Есть и другие отечественные производители малых и средних БПЛА и их не так мало как кажется на первый взгляд.

Понимая потенциальную перспективность российского рынка, ряд зарубежных структур активно лоббирует вопрос сотрудничества с Министерством Обороны России. Некоторые источники отмечают, что в последнее время определенные должностные лица Минобороны все более настойчиво поднимают вопрос закупки зарубежных изделий, мотивируя это техническим несовершенством изделий Российского ОПК. В частности Министр обороны заявил: — «Если наша «оборонка» будет в состоянии производить такие БПЛА, то — пожалуйста, мы готовы их закупать». При этом министр утверждает, что «в любом случае собирать беспилотники можно на территории России».

Вообще ничего не слышно относительно интеграции БПЛА в системы АСУ тактического звена или в системы технической охраны важных военных объектов. Намечается также очередной скандал, связанный с БПЛА. Субъективное видение руководством Министерства Обороны Российской Федерации перспективных образцов вооружения и техники привело к тому, что министру обороны в прямом смысле этого слова подсунули документ сомнительного содержания. Во всяком случае, он безапелляционно озвучил тему закупки нескольких образцов израильского БПЛА и его высоких характеристик как истину в последней инстанции. С одной стороны, израильский БПЛА является не худшим вариантом. Но и не самым лучшим. Также можно дискутировать о его соответствии критерию «стоимость-эффективность». При этом о необходимости поддержки Российского ОПК вспоминать в министерстве обороны вообще не желают, некоторые говорят что нынче эта тема вообще стала запретной и не подлежащей какому либо обсуждению. Судя по всему, должностные лица Министерства Обороны, не успев окончательно себя дореформировать, уже начинают лоббировать интересы тех или иных производителей из-за границы.

2. Куда дели деньги на проект Российского БПЛА

24 мая 2010 года Сердюков объявил, что «в России будет создан специальный центр по использованию беспилотников». И только после этого военные приступят к формированию требований к беспилотным летательным аппаратам, которые планируется покупать.

Это уже, простите меня, какая-то шизофрения. Сначала эти люди говорят, что российские БПЛА «не удовлетворяют требованиям военных». А теперь оказывается, что и требований-то никаких нет — их еще только собираются «формировать». Так чему тогда не удовлетворяли БПЛА?

Пять миллиардов якобы потратили на разработку и испытания БПЛА. И что — это делалось, не имея требований к этим самым БПЛА? Испытания велись — не имея требований к объекту испытаний? «Если наша «оборонка» будет в состоянии производить такие БПЛА, то — пожалуйста, мы готовы их закупать», — заявил Сердюков. При этом министр утверждает, что «в любом случае собирать беспилотники можно на территории России».
Надо отметить, что российские фирмы, занятые в производстве беспилотников, уже могут предложить российским военным аппараты, сопоставимые по характеристиками с мировыми образцами. Например, санкт-петербургская компания «Транзас» разработала тяжелый БПЛА «Дозор-600″, который является своего рода аналогом американского MQ-1 Predator, широко используемого войсками США в Ираке и Афганистане.
Кстати на этом БПЛА хотелось бы остановится более подробно. Бытует такое мнение в Рунете, что на этот БПЛА в том числе, наше Министерство Обороны угрохало те самые пять миллиардов

По сути Дозор-600 — первый более менее удачный разведывательный беспилотный аппарат российского производства.
Первая предварительная информация о комплексе с БЛА была представлена в ходе выставки «Интерполитех» в 2008 году. БЛА Дозор-3 ( позже получивший название Дозор-600 , в соответствии с максимальной взлетной массой ) впервые представлен на авиасалоне МАКС-2009. Сейчас комплекс находятся на завершающей стадии разработки.

Производители данного БПЛА заявили, что он принадлежит к классу тяжелых средневысотных БЛА большой продолжительности полета, хотя к чему отнести данный БПЛА это еще вопрос обсуждаемый. Так же производители заявили что БПЛА Дозор-600 решает задачи обнаружения и идентификации объектов в режиме реального времени, вне зависимости от метеоусловий, а также от времени суток. Передача данных осуществляется при помощи спутникового канала связи и радиолинии в пределах зоны прямой видимости.

К сожалению, косность российских(советских) военных, одна из проблем амии РФ. Еще Лесков в Левше это высмеивал.
Интересно и другое. Почему минобороны спокойно смотрело, как впустую тратятся миллиарды рублей, и не проводило каких-то этапных испытаний, чтобы оценить, в правильном направлении работают конструкторы или нет.

Я ни собираюсь обвинять МО в растрате. Это работа генпрокуратуры ИМХО. Пока что, МО в лице Поповкина обвиняет ВСЕХ российских конструкторов, что они якобы потратили 5 лярлов рублей, и не сделали ничего, удовлетворяющее запросам МО.

Впрочем, как утверждают создатели БПЛА, военные ни разу четко не сформулировали требований, которые в обязательном порядке надо было реализовать в беспилотниках. У промышленников складывалось впечатление, что в министерстве обороны никто просто не понимал, для чего и какие БПЛА нужны Российской армии.

Но вроде не все так плохо, российские производители гражданских и военных беспилотных летательных аппаратов (БЛА) догонят «зарубежных коллег» к 2013 г. Об этом заявил генеральный директор концерна «Вега» Владимир Верба. «В ближайшие два-три года будет прорыв на отечественном рынке этой техники», — так же сказал он.

По его словам, в ближайшие несколько лет объем российского рынка беспилотных авиационных систем составит около 300 млн. рублей. Верба отметил, что «Вега» разработала комплексную программу создания и развития БЛА в России с 2025 г., которая была создана по поручению военно-промышленной комиссии, данного в мае 2008 г.
Конечно хочется верить Владимиру Вербе, но тем не менее В апреле 2009 г. Министерство Обороны Российской Федерации приобрело у Израиля 12 аппаратов Bird-Eye 400, I-View MK150 и Searcher Mk II на 53 млн. дол. Позднее был заключен второй контракт на поставку 36 израильских БПЛА на сумму в 100 млн. дол., а в апреле 2010 г. стало известно о покупке у Израиля еще 15 аппаратов. Сейчас эти БПЛА проходят всесторонние испытание и на них обучаются российские военные.

Совсем недавно Министр Обороны Сердюков объявил о развертывании в России производства БПЛА различных типов в котором будут участвовать и иностранные компании. По словам министра обороны, Франция может стать одним из партнеров в производстве БПЛА — такое предложение французская сторона высказала в рамках готовящегося плана военно-технического сотрудничества на 2011 г.
Но тут тоже все случилось так как предсказывали большинство экспертов. Как говорится ровно было на бумаге, но забыли про овраги. Так вот переговоры о продаже израильских беспилотных летательных аппаратов в Россию заморожены. Это случилось после вмешательства правительства Израиля. Более того, власти Израиля не просто вмешиваются, они сознательно блокируют сделку по продаже России крупной партии беспилотных аппаратов для военных нужд и строительству совместного предприятия.

Причиной, стало опасение израильского руководства по поводу получения Россией технологий по созданию бесшумных беспилотных летательных аппаратов. Передача технологий России, которой, несмотря на попытки, не удалось раскрыть секрет создания бесшумных беспилотных аппаратов, стала чувствительным вопросом. Хотя никто и не ведет разговора о том, чтобы передать России чертежи самых современных беспилотников из арсенала минобороны Израиля, сделка все равно стала бы для российской стороны технологическим прорывом.

При этом не секрет, что попытки российских специалистов скопировать технологии, в том числе израильские, успехом не увенчались.
Однако, как признал глава одной российской компании по производству БПЛА, государство в лице Минобороны за все время существования производства БПЛА не сделало ни одного заказа. Лоббистские возможности российских производителей не сопоставимы с аналогичными возможностями западных производителей. Таким образом, Россия просто закупает старые импортные беспилотники вместо того, чтобы стимулировать собственное производство.
Теперь думаю, стало ясно, что иностранную военную технику Россия закупать будет. Решение это окончательное и бесповоротное и по видимости на ближайшей перспективе обсуждению не подлежит.

3. Какой БПЛА нужен нашей армии

При ведении боевых действий (боевых действий против регулярной армии развитого государства, а не папуасов или пигмеев с автоматами Калашникова), таких как ведение разведки, бомбометание с малых высот, пуски ракет «воздух–земля» по труднодоступным целям (вроде пещер в горах) и т.д. ныне существующие БПЛА что отечественного, что зарубежного производства будут использовать навигационную систему GPS или ГЛОНАСС. Для управления полетом БПЛА, что у нас, что за рубежом используется спутниковая навигационная система GPS (ГЛОНАСС) в сочетании с цифровой инерциальной системой наведения. Точности одной только цифровой инерциальной системы, не хватает. Но никому в голову не приходит, что именно в военное время эти операции выполняемые БПЛА будут невыполнимы.

При разведке или целеуказании, например, группы стоящих танков, БПЛА необходимо отправить оператору их точные географические координаты, которые можно получить только с помощью системы спутникового позиционирования («привязать цель» к геоинформационной подоснове). В момент передачи данных БПЛА должен с максимальной точностью знать, где он находится, поэтому на аппарате и устанавливают соответствующую аппаратуру. Знать свои географические координаты беспилотнику необходимо и для возвращения на базу, куда он должен прилететь с разведывательной информацией или для дозаправки. Для точечного бомбометания и для пуска ракет «воздух–земля» также нужно с высокой точностью определять текущие координаты БПЛА относительно целей, выбранных для уничтожения. Инерциальная навигация требуемую точность не обеспечивает. Вот и приходится прибегать к помощи спутников.

А теперь зададимся вопросом: что произойдет, если бортовой приемник системы спутникового позиционирования или других аналогичных систем будет выведен из строя воздействием на него специальных подразделений радиоэлектронной борьбы? Ответ однозначен: приемник станет бесполезным – он не сможет измерять координаты. Вместе с ним окажутся бесполезными разведывательные и ударные БПЛА в виду того что они банально не смогут правильно ориентироваться в пространстве.

Еще в конце 20-го века на одном из международных авиасалонов российская фирма продемонстрировала первое устройство подавления систем спутникового позиционирования. В результате они теряли возможность измерять координаты объектов, на которых были установлены.
Как нам сообщает наше военное ведомство: — «В процессе перехода Военно-воздушных сил к новому облику запланирован ряд интенсивных мероприятий по созданию качественно новой беспилотной авиационной техники, которая начнет поступать в войска с 2011 года и будет способна решать не только разведывательные, но и целый ряд других боевых задач, выполняемых в настоящее время пилотируемой армейской, фронтовой и Дальней авиацией. В перспективе по мере завершения перехода авиации ВВС к новому облику доля беспилотных авиационных комплексов может составить до 40% от общей численности всей боевой авиации».

В частности если проанализировать тематику по которым Министерство Обороны якобы хочет провести различные НИР, то например на сайте министерства обороны есть перечень направлений военно-технических научных исследований, проводимых по грантам Министерства обороны Российской Федерации. Так в этом перечне можно увидеть следующие направления по которым скорее всего должны были вестись разработки отечественного БПЛА для нужд ВС РФ. (для удобства некоторые пункты не имеющие отношения к БПЛА опущены)

  • Пути парирования угроз военной безопасности Российской Федерации асимметричными методами
    • методы и средства снижения эффективности и способы преодоления современных и перспективных систем противовоздушной и воздушно-космической обороны;
    • способы и средства ведения бесконтактных боевых действий.
  • Направления создания новых видов военно-технических систем на основе перспективных технологий
    • роботизированные системы оружия;
    • конструкции и способы высокоскоростного передвижения в плотных средах, гиперзвуковые технологии;
  • Перспективы развития информационно-управляющих систем и средств информационного противоборства
    • методы и средства синтеза в единую систему разнородных объектов управления и контроля;
    • системы и средства телекоммуникации военного назначения;
    • методы и средства автоматизированного анализа данных и поддержки принятия решений;
    • методы и средства защиты информационных ресурсов военного назначения.

Бытуют такие мнения, что «ударные БПЛА» — это вообще мертворожденная идея. Говорят что, они уже давно существуют, и называются Крылатая Ракета. Говорят что, идея сделать крылатые ракеты многоразовыми и сопоставимыми по боевым возможностям с ударными самолетами выльется в то, что это и будет такой же самолет, только без пилота внутри. С такой же массой, ценой и такими же ТТХ, а экономия 100 кг веса на пилоте вряд ли может быть существенна на машинах, несущих оружие тоннами. Мы же попробуем опровергнуть столь пессимистические настроения как среди части руководства министерства Обороны, так и среди тех кто является ярым противником больших, умных, дорогих, высокотехнологичных БПЛА.

Давайте попробуем сформулировать основные технические требования, предъявляемые к БПЛА и исходные данные для его разработки, попробуем определить назначение БПЛА, область его применения, а также особые требования, обусловленные спецификой самого БПЛА либо условиями его эксплуатации. Как правило, такие требования определяют на основе анализа результатов предварительных исследований, расчётов и моделирования, но мы со своей дилетантской точкой зрения все-же попробуем решить столь непростую задачу.

В качестве одной из концепций боевого применения перспективного БПЛА является «роботизированный» комплекс, работающий в паре с пилотируемым боевым самолетом. К примеру, архитектура бортового комплекса такого самолета, как ПАК-ФА, позволит контролировать до 4 БПЛА, выполняющих при нем функцию «склада вооружений» или «длинной руки» или «штурмовой группы».

Транспортные БПЛА весьма необходимы на театрах военных действий с пересеченным рельефом, слаборазвитой дорожной и аэродромной сетью. В настоящее время можно проследить острую необходимость в беспилотном вертолете, который бы осуществлял переброску грузов между подразделениями как на передовой, так и в тылу. В перечень современных ТТТ к БПЛА входят: очень большая продолжительность полета; наличие на борту максимального количества как активных, так и пассивных датчиков, интегрированных в единый комплекс; возможность интеграции БПЛА в единую систему разнородных объектов управления и контроля, построение автоматизированных боевых сетей; архитектура бортового комплекса, позволяющая вести передачу данных в реальном масштабе времени, а также наличие на борту малогабаритного и высокоточного оружия. В современной войне требование всесуточного и постоянного наблюдения и разведки является доминирующим.

По столько по сколько статью мы начали с рассмотрения потребности ВС РФ в БПЛА оперативно-тактического и стратегического назначения то и технические требования будем формировать исходя из данных условий. Итак как мы уже выше говорили, данные БПЛА должны:

  • Уметь самостоятельно вести воздушную разведку на глубину до 1000 километров, с малых и средних высот, в простых и сложных метеоусловиях, в любое время суток и времени года;
  • Уметь выполнять задачи в условиях сильного противодействия ПВО и сложной радиоэлектронной обстановки;
  • Уметь вести передачу полученной разведывательной информации по защищенным радиоканалам в реальном масштабе времени при дальности полета от 1800-2500 км и продолжительности до 24 часов.
  • Кроме того перспективный БПЛА должен умет функционировать как в рамках взаимодействия человек – машина, так и в рамках человек – машина – машина.

По стольку поскольку мы изначально оговорились о том что одной из концепций боевого применения перспективного БПЛА является «роботизированный» комплекс, работающий в паре с пилотируемым боевым самолетом, то по основным летным тактико-техническим и летным характеристикам современный БПЛА не должен уступать как современным, так и перспективным фронтовым авиационным комплексам, а именно:

  • Конструкция планера должна выполнятся с использованием стелс технологий
  • БПЛА должен иметь современные двигатели с отклоняемым вектором тяги
  • Конструкция БПЛА должна обеспечивать ведение маневренного боя как на ближних, так и на дальних дистанциях, должен иметь вести бой как воздушными, наземными, так и морскими целями
  • БПЛА должен иметь возможность осуществлять полет на крейсерском сверхзвуке
  • Предельная скорость БПЛА должна находится в пределах 2200—2600 км/ч
  • Максимальная дальность полета БПЛА должна составлять не менее 4000 км (без дозаправки)
  • БПЛА должны уметь осуществлять дозаправку в воздухе от воздушных танкеров
  • БПЛА должны иметь практический потолок полета не менее 21000 метров и обладать скороподъемностью не менее 330 — 350 метров в секунду
  • БПЛА должен уметь пользоваться аэродромами с ВПП не более 500 метров
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 10—11 g

В процессе выполнения полета, как правило, управление БПЛА должно осуществляться автоматически посредством бортового комплекса навигации и управления, в состав которого должны входить:

  • приемник спутниковой навигации, обеспечивающий прием навигационной информации от систем ГЛОНАСС;
  • система датчиков, обеспечивающая определение ориентации и параметров движения БПЛА;
  • информационная система, обеспечивающая измерение высоты и воздушной скорости и управления органами движения и маневрирования БПЛА;
  •  различные виды антенн и радаров, предназначенные для выполнения задач связи, передачи данных, сопряжения в боевые информационные системы и сети, обнаружения и сопровождения целей;
  • система оптической и инерциальной ориентации в пространстве БПЛА, в качестве дублирующей, системы глобального позиционирования;
  • интеллектуальная система управления БПЛА и всеми его системами с использованием процедур логического вывода и принятия решений.

Бортовая система навигации и управления БПЛА, должна обеспечивать:

  • полет по заданному маршруту;
  • изменение маршрутного задания или возврат в точку старта по команде с наземного пункта управления;
  • изменение маршрутного задания в связи с изменившимися условиями выполнения задания;
  • изменение маршрутного задания по команде сопряженного в боевую сеть информационного комплекса;
  • облет указанной точки;
  • выбор, селекцию и распознавание целей, как по команде оператора, так и в автоматическом режиме;
  • автосопровождение выбранной цели;
  • стабилизацию ориентации БПЛА;
  • поддержание заданных высот и скорости полета;
  • сбор и передачу телеметрической информации и параметрах полета и работе целевого оборудования;
  • дистанционное программное управление устройствами целевого оборудования;
  • передача информации на узлы боевой информационной сети и оператору по шифрованным каналам связи;
  • сбор, накопление, интерпретацию полученных данных, а так же их распространение в рамках боевой информационной системы;
  • система управления БПЛА должна обеспечивать взлет и посадку БПЛА как при помощи аэродромного оборудования, так и на основе только оптической информации доступной системе управления БПЛА

Бортовая система связи:

  • должна функционировать по защищенным каналам связи;
  • обеспечивает передачу данных с борта на землю и с земли на борт на узлы боевой информационной системы и принимать от них входящие данные;

Данные, передаваемые с борта на землю или на узлы боевой информационной системы:

  • параметры телеметрии;
  • потоковое видео как целевой аппаратуры так и оптических органов ориентации БПЛА;
  • данные разведки;
  • данные интеллектуальной СПР
  • команды управления в рамках боевой информационной системы.

Данные, передаваемые на борт, содержат:

  • команды управления БПЛА;
  • команды управления целевой аппаратурой;
  • команды управления интеллектуальной СПР.

В ходе выполнения данного проекта должно быть проведено решение следующих задач:

  • анализ летных, кинематических и тактических свойств;
  • разработка и изготовление масштабно габаритной модели, удовлетворяющего поставленным задачам;
  • разработка, изготовление и исследование принципиально новых структурных схем и систем управления;
  • экспериментальная отработка стратегий управления БПЛА посредством натурного моделирования поведения замкнутых систем в условиях неопределенности и наличия внешних возмущений;
  • разработка научно-методологических основ конструирования трехмерных планировщиков движения БПЛА на базе нейропроцессорных систем;
  • конструирование сенсорных систем на базе телевизионных камер, тепловизоров и других датчиков обеспечивающих сбор, предварительную обработку и передачу информации о состоянии внешней среды, на базовый вычислительный комплекс БПЛА
  • других задач связанных с созданием современного БПЛА, которые скорее все возникнут

Информация, которую получает БПЛА, должна классифицироваться его информационной системой в зависимости от степени представляемой угрозы. Классификация должна проводится как по команде оператора наземной станцией управления (НСУ), так и в автоматической режиме бортовой информационной системой БПЛА. Во втором случае программное обеспечение комплекса содержит элементы искусственного интеллекта, и поэтому требуется выработать экспертные критерии и градации уровней угрозы. Такие критерии могут быть сформулированы путем экспертных оценок и формализованы таким образом, чтобы минимизировать вероятность неправильной интерпретации данных информационной системой БПЛА.

Что можно сказать в заключении автономность современных военных БПЛА пока оставляет желать лучшего. Однако развитее современных систем вооружения упрямо требует делать поводок для БПЛА все длиннее и длиннее, поскольку железный солдат реагирует на происходящее гораздо быстрее солдата живого, железный солдат не подвержен эмоциям которые присущи солдату обычному. Если, к примеру, звено из эскадрильи попала под обстрел ПВО противника, то БПЛА с интеллектуальной системой управления может мгновенно зафиксировать точку выстрела, совместно с другими БПЛА объединенными в боевую информационную сеть спланировать атаку и ответным огнем уничтожить вражескую ПВО ещё до того, как та успеет укрыться, а может быть даже раньше, чем та успеет провести выстрел..

 Владимир Орлов

Еще нет комментариев

Оставить комментарий